Адаптация ребенка в детском саду
Статьи - Статьи

Адаптация ребенка в детском саду.


В каком возрасте лучше отдать ребенка в детский сад?

Этим вопросом задаются многие родители. Психологи считают, что в 2-3 года ребенок не испытывает потребности общаться со сверстниками, она пока не сформирована. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания. Сверстники этого дать не могут, так как они сами нуждаются в этом. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в детский сад( например до года) тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем. Первый эмоциональный опыт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что в дальнейшем не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы-в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, сострадания,привязанности. Таким образом, психологи советуют отдавать ребенка в детский сад после трех лет. Что же такое адаптация и как сделать так, чтобы она прошла с наименьшими потерями для ребенка?
Адаптация-это приспособление организма к новой для него обстановке. Ребенок, который начинает посещать детский сад, приспосабливается к новым для себя условиям. Адаптация обычно протекает сложно. Все дети, которые посещают детский сад,испытывают стресс, однако стресс у всех различается по степени выраженности, а вот степень выраженности стресса зависит от ресурсов самого ребенка и от поведения его родителей. По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.
Нужно так же заметить, что процесс адаптации у мальчиков проходит сложнее, чем у девочек. Это связанно с тем, что они больше привязаны к матери. В связи с этим, разлука с мамой становится травмирующей ситуацией для ребенка. Ребенок, который начинает ходить в детский сад, автоматически попадает в психо травмирующую ситуацию:
во-первых, потому что он расстается с мамой (и для него не понятно как долго он будет один, может мама совсем не придет).
Во-вторых, появляются чужие люди, незнакомые взрослые, которые постоянно что-то от него хотят и требуют, и для того чтобы в этой обстановке продержаться ему нужно соблюдать какие-то правила, нормы. Но он не знает этой новой формы поведения и от этого страдает.
В-третьих, меняется привычный для ребенка образ жизни.
Стресс, который испытывает ребенок при адаптации, является причиной частых простудных заболеваний. Поэтому целесообразно в этот период подумать о мероприятиях повышающих иммунитет ребенка. Состояние аффекта неизбежно в первое время посещения детского сада. Взрослые должны понимать и помнить об этом. Для того что бы процесс адаптации протекал менее болезненно для ребенка, необходимо:

  • Заранее готовить ребенка к детскому саду ( узнать режим садика, и за месяц — полтора перевести ребенка на такой режим жизни, обучать ребенка навыкам самообслуживания, необходимо научить ребенка кушать ложкой, есть разнообразные блюда, необходимо учить ребенка навыкам общения с другими детьми и т.д.)
  • Родителям необходимо сформировать позитивную установку, желание идти в детский сад. Можно рассказать ребенку смешные и забавные истории, которые произошли с Вами в детском саду. Не стоит переубеждать ребенка в том, что в саду хорошо, весело ведь для него это не правда, в первое время ему очень даже плохо, лучше поддержать, сказать что Вы обязательно за ним придете, что вечером дома его будет ждать сюрприз и т.д. И главное, если что-то пообещали, то держите слово.
  • Родители должны сами успокоиться, так как их напряжение и тревожность передаются ребенку.
  • Если ребенок возбужден и не управляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.
  • Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой ребенок ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.
  • Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет ребенку перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.

 

Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (либо с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в тесной связи с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Хотя постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома. Не стоит раньше времени вешать на ребенка ярлык «безнадежно домашнего». Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!

Средняя степень адаптациив эту группу попадают дети без нервных расстройств - они в детском саду начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все дети - у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач.

Поведение ребенка: Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Легкая адаптация почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Поведение ребенка: Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда ваш малыш адаптируется к новой обстановке обычно за несколько недель, чаще всего - полмесяца.

Каждый ребенок привыкает к жизни в детском саду по-своему. Одному ребенку на адаптацию потребуется всего неделя, а другому – целый месяц. Продолжительность привыкания зависит от многих факторов. Надо учитывать темперамент малыша, его состояние здоровья, какова обстановка в семье и даже то, насколько готовы к этому важному этапу сами родители.

  1. Будьте терпимее к ребенку в период адаптации, старайтесь не срываться, говорите всегда спокойно, объясняйте все ребенку.

  2. Удачной Вам адаптации!

 

Детский клуб «Тоторо». СПб., пр. Королева, д.28, д.63 к.1 +79213876311 +79030921459

пр.Королева 28, +7 921 387 63 11

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff